Трамвай компании Siemens & Halske в районе проведения 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки. Копия с фото Я. Индурского. 1896 год

8 мая 1896 года (20 мая по н. ст.) компания Siemens & Halske открыла трамвайную линию протяженностью 4,3 км, связавшую территорию, на которой проходила 16-я Всероссийская промышленная и художественная выставка, с правым берегом Оки.

Линия колеи 1524 мм была проложена по Выставочному шоссе и Напольно-Выставочной улице (современной ул. Чкалова) мимо железнодорожного вокзала и далее по Московской и Александро-Невской улицам (ныне Советской ул. и пл. Ленина) и плашкоутному мосту.

Она была укомплектована двухосными двухпостовыми шестиоконными вагонами Путиловского завода и открытыми летними прицепами к ним. Отличительной особенностью эксплуатации вагонов компанией Siemens & Halske в Нижнем Новгороде было использование бугельных, а не штанговых токоприемников. Фотографии дореволюционной эпохи, на которых те же вагоны Путиловского завода эксплуатируются со штанговыми токоприемниками, нередко датируются 1896-м годом в книгах и средствах массовой информации, что является серьезной ошибкой.


Трамвай компании Siemens & Halske на плашкоутном мосту. Копия с фото Я. Индурского. 1896 год

В соответствии с проектом предполагалось, что на правом берегу Оки после съезда с плашкоутного моста трамвай будет следовать по набережной Оки до Софроновской площади (ныне - пл. Маркина). На плане г. Нижнего Новгорода, выпущенном в 1896 году к открытию 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, траектория трамвайной линии Siemens & Halske показана именно так.


Фрагмент схемы г. Нижнего Новгорода. 1896 год

Более того, на этом же плане в районе Софроновской площади линия Siemens & Halske смыкается с проходящей по ул. Рождественской линией Р. фон Гартмана, что практически невозможно, поскольку, во-первых, в 1896 году они имели различную колею, а во-вторых, в тот же период времени имели разных собственников. Скорее всего участок по набережной по ряду причин так и не был построен, а тупиковая конечная линии, где перецеплялись прицепные вагоны, находилась в непосредственной близости к мосту.

Деревянное здание депо линии Siemens & Halske находилось в районе современной ул. Чкалова, примерно напротив здания бывшего кинотеатра «Канавинский». В 1960–1970-е годы на месте депо был построен жилой массив, ранее здесь также были построены корпуса Горьковского техникума железнодорожного транспорта. Не исключено, что двухэтажный деревянный офисный дом 5б по ул. Чкалова на сегодняшний день является единственным современником трамвайного депо, просуществовавшего здесь до начала 30-х годов.


Офисное здание, ул. Чкалова, д. 5б, N 56°19′7″43°56′31″E, Фото 2016 года

После завершения работы 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки маршрут был закрыт. Подвижной состав, путевое хозяйство и прочие сооружения трамвая компании Siemens & Halske впоследствии были приобретены предпринимателем Рафаэлем фон Гартманом.

Другие материалы по теме:
Нижегородский (Горьковский) трамвай. Предпосылки появления. 80-е-1-я половина 90-х годов XIX века
Трамвай компании Рафаэля фон Гартмана
Трамвай товарищества "М. М. Подобедов и Ко"
Автозаводское трамвайное депо (№3)
Кремлевский трамвайный парк
Трамвайно-железнодорожная линия Центр - Мыза
Трамвайная линия Канавино - Сормово

К разделу "Нижегородский (Горьковский) трамвай"

Оставить комментарий к публикации